Последние новости

  • Анонс очередного заседания Совета депутатов 09.02.2021

    Анонс очередного заседания Совета депутатов 09.02.2021

    09 февраля 2021 года в 17:00 состоится очередное заседание Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский. Заседание состоится по адресу: проспект Вернадского, д. 33, к. 1 ВНИМАНИЕ! В связи с...
  • Прокуратура информирует

    Прокуратура информирует

    «Упрощен порядок оформления инвалидности» 26 ноября 2020 года постановлением Правительства РФ № 1942 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, утверждённые постановлением Правительства...
  • Анонс очередного заседания Совета депутатов 19.01.2021

    Анонс очередного заседания Совета депутатов 19.01.2021

    19 января 2021 года в 19:00 состоится очередное заседание Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский. Заседание состоится по адресу: проспект Вернадского, д. 33, к. 1 ВНИМАНИЕ! В связи с...

История района

gerb

В древности на территории этого района располагалось село Семёновское. Впервые в сохранившихся источниках оно упоминается в духовной грамоте великой княгини Софьи Витовтовны 1453 г., согласно которой она отдавала своему внуку Юрию Воробьёво «с Семёновским» и с деревнями «и со всем своим прикупом».

На протяжении всей своей истории Семёновское находилось как бы в тени соседнего Воробьёва, разделяя с ним все перипетии судьбы. В середине XIX в. оно значилось сельцом Коломенского приказа Сдельного ведомства и насчитывало 41 двор, в которых проживали 225 мужчин и 249 женщин.

Одна из любопытных страниц истории села связана с жившими здесь старообрядцами. Когда они появились здесь, сказать довольно затруднительно. Первое свидетельство об их появлении удалось обнаружить в клировых ведомостях за 1835 г. Замоскворецкого сорока, куда входил и Троицкий храм села Воробьева. Из 46 дворов Семёновского, в которых тогда значилось 376 человек, лишь один двор (19 человек) обозначен как «раскольный». Правда, следует сказать, что данные сведения носят официальный характер и особенно доверять им не приходится, т.к. местные священники в силу целого ряда причин старались всегда занижать численность старообрядцев. Тем не менее они дают представление о доли старообрядцев в общей численности населения.

Документов о жизни старообрядцев в Семёновском сохранилось достаточно мало. В основном это дела, касающиеся «уклонения в раскол» и вступления в брак «по раскольничьему обряду». В июле 1869 г. воробьёвскнй священник докладывал о том, что семёновский крестьянин Семён Филиппов Орлов и Марья Лукина Крутова вступили в брак «по раскольничему обряду» и были повенчаны неизвестно где и неизвестно кем. В 1862—1863 гг. в Московской духовной консистории рассматривалось дело об «уклонении в раскол» жительницы Семёновского Елены Васильевны Рыжовой, «уклонившейся» ещё в 1860 г. и крестившей дочь «по обряду поповской секты» в Москве. В мае 1858 г. «неизвестно где» вступил в брак «по старому обряду» семёновец Алексей Чекслин.

Согласно данным 1871 г., в Семёновском проживали 26 старообрядцев и 342 православных. При этом из многочисленных ответвлений старообрядчества здесь проживали исключительно те, кто принимал священство. Поскольку своей молельной здесь не было, в случае необходимости (похорон, свадьбы, крестин и т.п.), по воспоминаниям старожилов, обращались в Москву на Рогожское кладбище, откуда и приходил священник с певчими. Для праздничного посещения храма местные староверы ездили либо на то же Рогожское кладбище, либо в деревню Курьяново (на территории Юго-Восточного округа). Те старообрядцы Семёновского, кто ездил на службы в Рогожский посёлок, принадлежали к Белокриницкому «окружному» согласию. Своего кладбища в Семёновском вплоть до 1924 г. не было, и местных жителей хоронили на погосте села Воробьёва. При этом он был един как для православных, так и для старообрядцев, однако для погребения последних был выделен особый участок, отгороженный изгородью. Впоследствии, когда у семёновцев появилось собственное кладбище, порядок погребения староверов за особой изгородью был сохранён.

Из окрестных селений семёновские старообрядцы общались только с немногими единоверцами в Воробьёве, Конькове, Деревлеве и Дубровке. Однако симпатий к жителям ближайших Черёмушек, которых презирали за убогость жилищ, никогда не было.

Накануне и в первые годы после революции Семёновское было довольно зажиточным селом, состоявшим, по воспоминаниям старожилов, из трёх улиц (без названий), около пятисот дворов и пяти каменных домов. При этом обращает внимание резкий рост численности старообрядцев, которых было до половины обитателей села, в котором проживало до 1000 человек. Разумеется, в этих воспоминаниях наверняка есть заметное преувеличение, но в высокой доле старообрядцев сомневаться не приходится. Резкое отличие с данными полувековой давности говорит о сильном занижении истинных цифр в прежних официальных отчётах, когда колеблющихся и сомневающихся записывали как православных. Можно также с уверенностью полагать, что многие из приверженцев старой веры вынуждены были скрывать истинное отношение к религии. Особого компактного «конца» в Семёновском староверы не составляли, а жили вперемежку с «церковными», причём были и такие части села, где старообрядцев практически не было. Особого антагонизма между представителями разных вероисповеданий (православных и старообрядцев) не было. Имели место смешанные браки.

Интересной деталью истории Семёновского стало то, что в 1924 г. здесь была возведена православная каменная Троицкая церковь, едва ли не последняя из возникших в годы советской власти на территории современной Москвы. Рядом с ней было устроено кладбище. Храм функционировал до 1938 г., а затем в нём располагалась фабрика игрушек, а с начала Великой Отечественной войны и до 1946 г. склады. Разрушена она была в середине 1950-х годов во время застройки Семёновского. Сейчас на её месте находится «Зоомагазин» (Ленинский проспект, д. 70). Что касается кладбища, оно было сравнено с землей в конце 1930-х годов в связи с прокладкой дороги — будущего Ленинского проспекта. Перезахоронения были сделаны в селе Воронцово. В 1929 г. в селе был основан колхоз, но загнать всех жителей Семёновского в него удалось лишь к 1931 г. после раскулачивания трёх местных семей — Костигиных, Филипповых и Ёлкиных.

Находившееся в ближайших пригородах столицы, село в 1958 г. было включено в городскую черту, а к 1964 г. окончательно исчезло с лица земли, уступив место массовой жилой застройке. К сожалению, его название никак не отражено в современной городской топонимике.

По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».

Характеристика Ломоносовского района

Ломоносовский район входит в состав 12-и районов Юго-Западного административного округа города Москвы.
Район занимает территорию в 333,7 гектаров, в нём насчитывается 12 улиц. Численность проживающего здесь населения составляет порядка 85,9 тысяч человек.

Карта Ломоносовского района города Москвы

karta

Граница района

Граница Ломоносовского района проходит: по оси улицы Кравченко, далее по осям: проспекта Вернадского и улицы Строителей, далее, пересекая Ленинский проспект, по осям: улицы Панфёрова, улицы Вавилова, Ломоносовского проспекта, улицы Архитектора Власова, улицы Гарибальди, далее по оси улицы Академика Пилюгина, пересекая Ленинский проспект, до улицы Кравченко.

Соседние районы

Районы Москвы имеющие общую границу с Ломоносовским районом:
Академический, Гагаринский, Обручевский, Проспект Вернадского (ЗАО), Раменки (ЗАО) и Черёмушки.

Официальные символы муниципального округа Ломоносовский

Геральдическое описание герба муниципального округа Ломоносовский гласит:

«В золотом щите - пониженный червлёный пояс и поверх всего - зелёный дуб с корнями и четырьмя червлёными желудями (два на стволе и два на краях нижних ветвей); крона дуба показана выше пояса».

gerb

Обоснование символики герба муниципального округа Ломоносовский.
Символика герба муниципального округа Ломоносовский многозначна.
Дуб – символ мудрости, мощи, выносливости, долголетия, независимости, благородства и славы. Зелёный дуб символизирует дубравы, которые в старину произрастали на территории муниципального округа. По преданию, ещё при Иване Калите в этих местах рубили дубы для постройки кремлёвских стен вместо старых сосновых.
Желуди символизируют плодородие, процветание, духовную энергию, произрастающую из зерна истину. Дуб с желудями считается символом зрелости, полной силы.
Красный пояс символизирует главную магистраль муниципального округа – Ленинский проспект, проходящий «красной нитью» по территории округа и соединяющий центр столицы с Московской кольцевой автодорогой (МКАД).
Применённые в гербе цвета символизируют:
Золото – символ высшей ценности, величия, богатства, стабильности, солнечного света.
Червлень – символ мужества, труда, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.
Зелёный цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду.

 

Описание флага муниципального округа Ломоносовский:

«Прямоугольное двухстороннее полотнище жёлтого цвета с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее фигуры герба муниципального округа Ломоносовский, выполненные зелёным и красным цветом».

flag

Обоснование символики флага муниципального округа Ломоносовский.
Символика флага муниципального округа Ломоносовский многозначна.
Дуб – символ мудрости, мощи, выносливости, долголетия, независимости, благородства и славы. Зеленый дуб символизирует дубравы, которые в старину произрастали на территории муниципального округа. По преданию, ещё при Иване Калите в этих местах рубили дубы для постройки кремлёвских стен вместо старых сосновых.
Жёлуди символизируют плодородие, процветание, духовную энергию, произрастающую из зерна истину. Дуб с желудями считается символом зрелости, полной силы.
Красный пояс символизирует главную магистраль муниципального округа – Ленинский проспект, проходящий «красной нитью» по территории округа и соединяющий центр столицы с Московской кольцевой автодорогой (МКАД).
Применённые во флаге цвета символизируют:
Жёлтый (золото) – символ высшей ценности, величия, богатства, стабильности, солнечного света.
Красный (червлень) – символ мужества, труда, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.
Зелёный цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду.