Не успели остыть обсуждения процесса голосования по изменениям в Конституцию, как эти изменения уже готовятся реализовывать. Пока что не в части выборов президента, а в сокращении полномочий органов местного самоуправления.
9 июля на сайте ТАСС (https://tass.ru/moskva/8922065) появилась цитата председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова, в которой в том числе был намек на грядущие изменения института местного самоуправления в Москве: «Очевидно, что в первую очередь актуализации потребуют региональные законы, которые касаются занятости, медицинской помощи, молодежной политики и местного самоуправления».
А 8 июля на электронные почты муниципальных округов была разослана статья Михаила Москвина-Тарханова, члена Общественной палаты Москвы, с обоснованием изменений системы местного самоуправления.
Если сравнить «старый» и «новый» текст главы 8 Конституции, посвященный местному самоуправлению, то сразу бросается в глаза новый пункт следующего текста: «Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом» (ст. 131 п. 1.1).
В настоящее время органы местного самоуправления в Москве хоть и были весьма ограничены в своих полномочиях по сравнению с органами МСУ в других регионах России, но все же сохраняли независимость от исполнительной власти города – ни мэр, ни глава управы, ни кто-либо еще кроме депутатов не мог выбрать главу муниципального округа и утвердить главу администрации.
По всей видимости, в скором времени это может измениться...

 

Сравнение предыдущей и актуальной редакции Конституции РФ в части местного самоуправления:

Нумерация

Предыдущая редакция

Актуальная редакция (с правками 2020 года)

Ст. 130 п. 1

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Без изменений

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Ст. 130 п. 2

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Без изменений

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Ст. 131 п. 1

Местное самоуправление осуществляется в городскихсельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

С изменениями

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованияхвиды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом*.

Ст. 131 п. 1.1

-

Новый пункт

 Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Ст. 131 п. 2

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

С изменениями

Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий в порядке, установленном федеральным законом*.

Ст. 131 п. 3

-

Новый пункт

Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.

Ст. 132 п. 1

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

С изменениями

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи*.

Ст. 132 п. 2

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

С изменениями

Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству*.

Ст. 132 п. 3

-

Новый пункт

Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории*.

Ст. 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

С изменениями

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функцийа также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.